Тема выбросов передвижных источников 24/12/20

Выбросы передвижных источников
Выбросы передвижных отходов

Закажите машину для вывоза строительного мусора у нас в ПК Сев-Зап. Выбросы передвижных источников при инвентаризации по-прежнему актуальна для природопользователей. Все потому, что запутанная законодательная база, низкая правовая грамотность составителей законов и подзаконных актов, субъективная их трактовка превращают простые ситуации в очень сложные. При этом страдают, как всегда, предприятия.

Что говорит закон

Вопрос, нужно ли учитывать в инвентаризации передвижные источники выброса (главным из которых является автотранспорт) и соответственно нормировать такие выбросы, поднимается уже не первый и не второй раз. В Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха»1 в последней редакции говорится следующее:

Закон № 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

Статья 12. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

  1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

— предельно допустимые выбросы;
— предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
— технологические нормативы выбросов;
— технические нормативы выбросов.
   2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Как известно, нормирование выбросов проводится на основе данных инвентаризации. Инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух посвящена ст. 22 Закона № 96-ФЗ.

В редакции закона, которая действовала с 01.01.2015 по 01.11.2019, в ст. 22 и других было четко указано, что передвижные источники выбросов не учитываются в инвентаризации и на них не устанавливаются нормативы выбросов. То есть нормировались только выбросы от стационарных источников.

К сведению

С 2015 по 2019 гг. выбросы от передвижных источников не нормировались.
Чтобы разобраться, сравним определения стационарных и передвижных источников, действующие с 2014 г.

Словарь

Технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника.

Закон № 96-ФЗ

Технические нормативы для передвижных источников устанавливаются в технических регламентах, в частности в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (прил. 3, 8 к регламенту). В связи с такой тенденцией передвижные источники как таковые и были выведены из сферы экологического нормирования. Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ термин «технический норматив» был закреплен в тексте Закона № 96-ФЗ.

Источник выброса или источник выделения? Стационарный или передвижной? История вопроса

Понятие «выбросы передвижных источников» базируется на терминах «выброс» и «выделение», которые в экологической практике изначально различались. В соответствии с ныне отмененной Инструкцией по инвентаризации выбросов понятие «источник выброса» отделялось логически от понятия «источник выделения».

Под источником выделения загрязняющих веществ понимался объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ. Источником загрязнения атмосферы считался объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

По Инструкции двигатель внутреннего сгорания автотранспорта — это источник выделения, а гараж, стоянка — источник выброса. В такой парадигме весь транспорт учитывался в инвентаризации источников выброса на местах его хранения, технического обслуживания и ремонта.

Сегодня используется другая терминология.

Так, в письме Минприроды России от 18.09.2015 было выражено мнение, что «открытые автостоянки и подобные территории» не могут являться источниками выбросов. В результате повсеместно перестали учитывать в проектах ПДВ открытые стоянки.

Важно

В августе 2017 г. Росприроднадзор выпустил резонансное письмо по поводу учета в проектах ПДВ гаражей и стоянок как источников выбросов. Оно было ответом на просьбу пояснить необходимость нормирования и получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ от гаража-стоянки и открытой стоянки автотранспорта.

В письме высказывалось мнение, что нахождение в здании передвижных источников не может являться достаточным основанием для отнесения здания к стационарному источнику выбросов. Был сделан вывод, что гараж, а также открытая автостоянка нормированию не подлежат.

В результате повсеместно перестали учитывать в проектах ПДВ открытые стоянки. Это достаточно болезненно воспринимали санитарные врачи, которые проверяли проекты на соответствие санитарным нормам. Они вообще привыкли видеть в проектах все источники потенциальных выбросов и оценивать влияние объектов комплексно.

Проблема

Долгое время на вопрос, считать ли гаражи и открытые автостоянки источниками выбросов, однозначного ответа не было.

При этом не все территориальные управления Росприроднадзора согласились с логикой письма. Продолжая требовать учета гаражей и стоянок в проектах ПДВ и в инвентаризациях источников выброса.

Какое-то время после этого держался баланс — в каждом регионе свой. Где-то передвижные источники ни в каком виде не попадали в воздухо-охраннную документацию. Где-то отражались в инвентаризации выбросов, но не нормировались и тд.

В 2018 г. вышел новый порядок инвентаризации стационарных источников выброса — приказ Минприроды России № 352. В нем источники выделения упомянуты вскользь.


Этот порядок в целом вписался в новую парадигму. В его названии содержится только слово «стационарный», то есть источник, который неподвижен. Координаты которого можно вполне точно определить на карте. Таким образом, по приказу № 352 стали учитываться исключительно стационарные источники выброса. Передвижные в инвентаризацию не включались и далее не нормировались.

Источник: экоиндустрия